Февраль 20 2024 0Комментариев

Шамар Ринпоче. Интервью «Вашингтон Пост». 1 декабря 2014 г.

По словам покойного буддийского лидера, в своей следующей жизни он надеется помогать животным.

Лаура Хэмблтон

Нам сложно понять, как думать о смерти. Что происходит на самом деле? Какие ощущения мы при этом испытаем? Есть ли что-то по ту сторону?

Шамар Ринпоче был официально признан 14-м Шамарпой Тибета, или Ламой в Красной шапке, того же уровня, что и Далай-Лама. Буддийская школа красношапочников является одной из старейших, сформировавшейся в 13-м веке школ [Тибета]. Ринпоче верил в буддийское учение, согласно которому праведные дела, которые он совершал в своей жизни, помогут ему в следующей жизни, после перерождения.

Он медитировал по многу часов каждый день, утверждая, что практика порождает спокойный, поддающийся контролю ум, и что она особенно полезна, когда человек стареет. Шамар Ринпоче умер внезапно прошлым летом в возрасте 61 года, по всей видимости, из-за остановки сердца. «Все существа, даже сам Будда, в итоге покидают этот мир», – сказал он своим ученикам прямо перед своей смертью.

Несколькими неделями ранее он был в Вашингтоне, где он дал интервью для «Вашингтон Пост» о своей жизни и о том, что будет после нее.

Расскажите мне о Вашей истории и об этом имени «Красная шапка».

В Тибете меня называют Ламой в Красной шапке. В Тибетском Буддизме четыре основных школы. Я из школы Кагьюпа. «Шамар» значит «красная шапка». Высокие ламы, которые ответственны за сохранение линии преемственности учения, перерождаются снова и снова в этой роли.

Я покинул Тибет, когда мне было 7 лет, чтобы отправиться в Индию. Я приехал в Соединенные Штаты в 1996 году и переехал в штат Вирджиния. Я создал новую организацию, Буддийский Центр «Путь Бодхи». Я выбрал Вирджинию, потому что она была оставлена без внимания многими другими буддийскими учителями.

Медитация очень популярна в наши дни, и существуют исследования, говорящие о том, что она может улучшать состояние при различных заболеваниях.

Сущность медитации в том, чтобы получить полный контроль над своим умом. Контроль над умом означает, что, если вы хотите держать ваш ум в умиротворенном состоянии, в умиротворенной природе, вы должны обладать над ним полным контролем. Иначе вы не достигнете умиротворенности.

Чтобы получить полный контроль над своим умом, как это сделали Будда и другие мастера, вы должны развивать определенные навыки. Для этого и появился Буддизм.

В подростковые годы медитация не очень ясна, но позже, когда вы достигаете возраста 25–30 лет, медитация становится лучше, легче и устойчивее. Вы должны быть зрелым человеком для практики медитации.

Вы, должно быть, много медитируете.

Я встаю достаточно рано, как правило, в 5:30 утра. В последнее время, мое тело стареет, поэтому чтобы проснуться, я занимаюсь йогой. Я выбрал только физические упражнения из йоги, разновидность хатха-йоги. Такая практика не привязана к религии. Подлинная йога, но без религии. Я занимаюсь ей только как физическими упражнениями, по 15 минут каждый день.

Я лежу на полу. Выдыхаю, вдыхаю. Дыхание. И задержка дыхания. Это очень полезно. Это дает энергию. Потом я медитирую. Я занимаюсь йогой в гостиной. Или на террасе на свежем воздухе. Медитацией я занимаюсь в комнате для медитации на жёсткой подушке. У меня есть красивое изображение Будды. Медитация проходит в тишине. В окнах я вижу деревья. Вирджиния прекрасна для медитации.

Я сажусь и закрываю дверь, и я остаюсь один в моей комнате для медитации. Потом я занимаюсь медитацией так медленно, как могу. Я занимаюсь в течение часа, но потом часто повторяю медитацию на протяжении дня.

В молодости я знал одного портного, который говорил, что если научиться хорошо медитировать в процессе шитья, вы сможете контролировать свой ум. В то время я подумал, что это неправда. Но нет, это правда.

Почему это важно?

Это дает вам спокойствие ума. Вас не сможет вывести из равновесия ничто, происходящее вокруг вас, как, к примеру, депрессия или беспокойство. У меня не бывает депрессии. Её просто не существует во всей моей системе. Я не могу представить депрессию. Я глубоко счастлив. Когда умерла моя мать, у меня была поверхностная депрессия, но я не был в глубокой депрессии.

Медитация очень хороша для старости. Пожилые люди должны знать медитацию. Тогда в старости вы не будете чувствовать себя старым… Спокойствие ума, которое можно развить в медитации, не с чем сравнить в обычной жизни.

Вы чувствуете себя старым?

Конечно, я чувствую себя старым, но не умственно. В уме, я не чувствую себя старым. Может быть, если я проживу 90 лет, я почувствую это, но я совершенно уверен, что мой ум не будет потревожен.

Что вы думаете о Вашем собственном перерождении?

Согласно буддийской теории, каждое живое существо перерождается. Важнее всего, что высшие перерожденные живые существа – те, кто в прошлом практиковали сострадание. Они являются теми, кто полностью осуществил практику сострадания.

К примеру, если сказать, что у меня очень много сострадания, что я помог многим и многим людям из сострадания, из любви к людям, это значит, что я перерожусь так же хорошо, как раньше, или лучше. Основная теория в том, что сострадательный человек перерождается снова, чтобы помочь живым существам согласно его пожеланиям.

Каковы Ваши пожелания?

Я сделал пожелания быть очень, очень полезным многим живым существам.

Меня очень беспокоит проблема жестокого убийства животных. Это очень меня беспокоит. Это вызывает во мне гнев, не агрессивный гнев, но чувство разочарования от того, что в Китае люди безразличны к тому, как они убивают животных. Китайцы так жестоки, когда они убивают животных. Я хочу их спасти.

Моё пожелание состоит в том, что, не имея достаточно влияния в этой жизни, чтобы помочь бессчётному числу животных, в следующей жизни я смог бы быть тем, кто им помогает. Я не знаю, может быть, я стану президентом Китая. (Смеётся.)

Это причина и следствие. Это карма.

Вы думаете о смерти?

Если смерть придет, нет проблем, я уже сделал мои благие пожелания. Я последую своему пожеланию. Пока я здесь, я счастлив здесь, но в следующей жизни я хочу следовать своим пожеланиям.

The original article

Washington post. Interview Shamar Rinpoche.

In his next life, late Buddhist leader said, he hoped to help animals.

Laura Hambleton

We tend to struggle with how to think about dying: What really happens? How will it feel? Is there something beyond?


Shamar Rinpoche was officially the 14th Shamarpa, or Red Hat Lama, of Tibet, on a par with the Dalai Lama. The Red Hat school of Buddhism is one of the oldest, dating from the 13th century. Rinpoche believed the Buddhist teaching that the good deeds he performed in life would carry him well into his next, reincarnated life.

He meditated many hours each day, saying the practice creates a quiet, controlled mind and is particularly helpful as one ages. Shamar Rinpoche died suddenly last summer at the age of 61, apparently of cardiac arrest. «All beings, even the Buddha himself, must pass,» he told his followers just before his death.


A few weeks before that, he was in Washington, where he spoke with The Post about his life and what comes after.


Shamar Rinpoche, the 14th Shamarpa, or Red Hat Lama, of Tibet, died suddenly this year at age 61. ( Courtesy of Karmapa.org)


Tell me about your background and this name “Red Hat.”


In Tibet, I am called Red Hat Lama. There are four major schools [in Tibetan Buddhism]. I am of the Kagyuga school. “Shampar” means “red hat.” The high lamas who hold religious lineage are reincarnated.
I left Tibet when I was 7 years old for India. I came to the United States in 1996, and I moved to Virginia. I organized the Bodhi Path Buddhist Center, a new institution. I selected Virginia because it had been neglected by many of the Buddhist teachers.


Meditation is very big these days, with studies showing it can improve many health conditions.


The essence of meditation is to have full control of your mind. Control of your mind means if you want to keep your mind in a peaceful state, in peaceful nature, you should have full control of it. Otherwise you will not have peace.
To have full control of your mind, like Buddha and other masters, you have to develop skills. That is how Buddhism came about.
During the teenage years, meditation is not so clear, but after, when you come of age at 25 to 30, meditation becomes better, easier and more solid. You need to be mature for meditation.


You must meditate a lot.


I get up in the morning quite early, 5.30 a.m., most days. Nowadays, physically I’m getting older, so in order to wake up, I do yoga. I select a physical type of yoga only, a type of Hatha yoga. It is free of religion. Authentic yoga, but free of religion. I do it just for exercise, 15 minutes every day.
I lie on the ground. Exhale, inhale. The breath. And holding your breath. That is really helpful. It brings energy. Then I meditate. I do yoga in the living room. Or on my deck in the fresh air. Meditation I do in a meditation room on a hard cushion. I have a nice image of Buddha. It is very quiet. Through the window, I see the trees. Virginia is very beautiful for meditation.
I sit down and close the door, and am alone in my meditation room. Then I do it as slowly as I can. I do one hour, but then I meditate frequently throughout the day.
I knew this tailor when I was young who used to say when you become good at meditation while you are sewing, you can keep your mind controlled. At that time I thought, that is not true. But no, it’s true.


Why is that important?


It gives you peace of mind. You will not be bothered by anything happening around you like depression or anxiety. I don’t get depressed. That does not exist in my whole system. I can’t imagine depression. I am deeply happy. When my mother passed away, I had a superficial depression but was not deeply depressed.
Meditation is very good for old age. Old people should know meditation. Then when you are old, you will not feel old. . . . The peace of mind you can develop in meditation has no comparison in normal life.


Do you feel old?


Of course I feel old, but not in my mind. Mentally, I don’t feel old. Maybe if I live for 90 years, I may feel it, but I am very sure my mind will not be bothered.


How do you think about your own reincarnation?


According to Buddhist theory, every living being reincarnates. Above all, the supreme reincarnated living beings are the ones who in the past practiced compassion. They are the ones who accomplished the practice of compassion.
For example, say I have so much compassion; I have helped many, many people out of my compassion, out of my love for human beings. That means I will reincarnate as good as before or better. The basic theory is the compassionate person reincarnates again to help living things according to his wish.


What is your wish?


I made a wish that I should be very, very helpful to many living beings.
I am very concerned about animals being badly killed. I am very concerned about that. I am so angry, not aggressively angry, but I am very disappointed that the Chinese people are not concerned about how they kill animals. Chinese are so brutal when they kill animals. I want to save them.
My wish is that since in this lifetime I am not powerful enough to help the countless animals, in my next life I should be somebody who helps animals. I don’t know; maybe I will be the president of China. (He laughs.)
It is cause and effect. That is karma.


Do you think about dying?


If death comes, then no problem. I already made good wishes. I will follow my wish. While I am here, I am happy here, but in my next life I will follow my wish.