Шамар Ринпоче
В третьем пункте даётся точное объяснение того, как становятся естественными Шинэ и Лхагтонг. На первых ступенях наша медитация таковой не является, она в некоторой степени искусственна. Однако настоящая, подлинная медитация — всегда естественна, как я уже кратко объяснил в пункте 2.
Что подразумевается под «настоящей» медитацией спокойного ума?
В начале практики Шинэ ум направляется на объект медитации. Это помогает нашему уму быть сконцентрированным, вместо того чтобы следовать за мыслями. Когда медитация становится естественной, то есть наступает истинное Шинэ, уже больше не нужно напряжение, чтобы концентрировать ум. Поначалу требуется усилие, но затем это происходит совершенно естественно.
Я приведу пример для того, чтобы продемонстрировать различие между искусственным и естественным Шинэ. Существует специальный вид медитации, которая позволяет ясно вспомнить своё прошлое, вплоть до своей прошлой жизни. Ум никогда не одинаков, он существует от момента к моменту, всё время изменяется. Если мы всмотримся в один момент, то увидим, что он возникает, существует и наконец снова исчезает. Таким образом, он состоит из прошлого, настоящего и будущего. Момент возникает и исчезает, чтобы создать пространство для следующего момента. Так устроен наш ум — он состоит из нескончаемого потока моментов осознавания. Поэтому практика Шинэ состоит в том, чтобы осознавать каждый возникающий момент. Не анализировать, лишь фокусироваться и наблюдать возникновение момента, одного за другим, не пропуская ни одного и не нарушая порядка, просто наблюдать, как они проходят мимо; быть полностью сконцентрированным, фокусируясь на них. И так мы можем медитировать способом искусственного Шинэ.
Это превратится затем в подлинное Шинэ, когда оно станет естественным, когда нам больше не надо будет напрягаться, чтобы фокусировать ум. Тогда есть — просто естественное осознавание течения моментов. К этому настолько сильно привыкаешь, что достаточно лишь однажды сконцентрироваться на этом осознавании, как оно уже автоматически продолжается, без необходимости приложения каких-либо усилий. Оно продолжается дальше естественным образом.
Если мы достигаем этого уровня, возникает особенный вид памяти. Мы можем вспоминать прошлое, и даже прошлые жизни, в той степени, в какой наша медитация стала естественной. Воспоминания всё больше расширяются:
вначале мы вспоминаем детство, затем — свои ощущения в утробе матери, затем — предыдущую жизнь. Поскольку всё это было пережито, то можно вспомнить это точно так же, как мы вспоминаем, чем занимались вчера. Эти воспоминания возникают автоматически, когда Шинэ становится естественным.
Что подразумевается под «настоящим» Лхагтонгом?
Продолжим с примером, когда концентрируешься на каждом моменте. Лхагтонг означает исследование природы моментов. Если Шинэ только наблюдает моменты, без их исследования, то теперь мы их анализируем. Лхагтонг становится естественным, когда это
исследование перестаёт быть интеллектуальным. В таком случае есть уже прямое восприятие природы каждого момента, восприятие по ту сторону названий и идей.
Когда мы смотрим на что-либо, в первый момент происходит прямое восприятие этой вещи, и лишь затем мы её называем. В буддийском учении говорят о разных видах прямого восприятия. Даже сейчас, например, у нас есть прямое восприятие, но мы всё время сразу проецируем идеи на вещи, хотя эти идеи не реальны. Если мы, например, видим листок белой бумаги, мы смешиваем прямое восприятие с нашей концепцией белого. Концепция белого — это общая концепция, которая относится и к другим вещам, таким как белый материал, белые цветы и т.д. Прямое восприятие гораздо шире любой концепции. В подлинном Лхагтонге происходит прямое восприятие, мы видим истинную природу вещей. Это называют также прямым восприятием практиков (йогов).
Проще говоря, подлинные Шинэ и Лхагтонг возникают в результате удаления препятствий для медитации, о которых говорится в пункте 2. Шинэ становится естественным, если из медитации полностью исчезают тяжесть, тупость и сонливость. Подлинный Лхагтонг возникает, когда полностью нейтрализованы дикость ума, сожаления и сомнения. Они больше никогда не возникают в медитации, но всё ещё возникают в промежутках времени от медитации до медитации, так как если мы не просветлённые, то остаётся ещё различие между медитацией и не-медитацией. Но полностью созревший плод Шинэ и Лхагтонга — медитация, свободная от этих препятствий.
Ступени Шинэ и Лхагтонга
Этот пункт будет здесь затронут лишь коротко. Существует девять уровней Шинэ и четыре уровня Лхагтонга, которые описывают ступени медитации.
Девять ступеней Шинэ:
1. Становится возможным направить ум внутрь.
2. Становится возможным придать уму стабильность.
3. Становится возможным придать уму цельность.
4. Становится возможным придать уму интенсивность.
5. Укрощение ума.
6. Успокоение ума.
7. Полное успокоение ума.
8. Придание уму однонаправленности.
9. Приведение ума к невозмутимости.
Четыре уровня Лхагтонга:
1. Различение явлений.
2. Полное различение.
3. Всестороннее исследование.
4. Всесторонний анализ.
В тибетском языке есть два различных слова для обозначения исследования и анализа. «Исследование» — более грубое, «анализ» — более основательный и детальный. В тибетском есть разница между этими двумя словами, которая в немецком не такая явная, и видно, что одно тоньше другого. Когда Шинэ становится естественным, возможно освоить также четыре уровня Лхагтонга.
Порядок следования практики Шинэ и Лхагтонга
Вообще, сначала практикуется Шинэ, затем — Лхагтонг. Так считается в традиции Тхеравады. Но в Махаяне, Ваджраяне и Махамудре не всегда обязательно так. Иногда можно практиковать сразу обе медитации — здесь всё индивидуально. Ваш учитель должен решать на основе собственного опыта в медитации, что для вас лучше всего
Результат полного освоения Шинэ — знание ума других существ. Высокоопытный учитель использует эту способность, чтобы увидеть, что лучше всего подходит его ученикам. Эти методы сходны с теми, которые применяются для воспоминания прошлого. Но здесь учитель концентрируется на умах других а не на своём. Это, конечно, проще сказать, чем сделать. Обычная последовательность практик такова, что вначале практикуют Шинэ, а затем Лхагтонг, и этот способ является наилучшим.
Единство Шинэ и Лхагтонга
Как связаны Шинэ и Лхагтонг? Возможно практиковать Шинэ без Лхагтонга, но это не рекомендуется. Можно получить наставления по Лхагтонгу и на основе доверия и сообразительности овладеть этой практикой, и хотя можно таким образом достигнуть прямого восприятия природы вещей, этот опыт не будет устойчивым, если предварительно не освоить Шинэ. Это верно также и в том случае, когда человек начинает практиковать Лхагтонг до того, как Шинэ становится действительно естественным. Это можно сравнить со свечой на ветру — хотя онаи даёт свет, но в любой момент может погаснуть. Таким же образом посредством Лхагтонга можно получить прямое восприятие, но без Шинэ оно не будет устойчивым.
С другой стороны, если практиковать только Шинэ и никогда Лхагтонг, невозможно освободиться из обусловленного мира. Это уже было объяснено раньше, когда речь шла о препятствиях в медитации. Освоение Шинэ без практики Лхагтонга несёт в себе опасность перерождения в длительных состояниях медитации (мирах богов), которые всё ещё подвержены иллюзии «Я». При полном освоении Шинэ ум пребывает в глубоком покое. Он — расслаблен — настолько глубоко, что мы даже не можем сейчас себе этого представить. Но неведение — корень иллюзий — ещё не удалено. Поэтому необходимо практиковать и Шинэ, и Лхагтонг.
Как объединить обе практики? Это не так, что мы можем практиковать одно без другого. Возможно в определённой степени работать с обеими практиками; но только когда достигнут самый высокий уровень Шинэ, можно полностью их объединить. Девятый уровень Шинэ — «приведение ума к невозмутимости». Здесь Лхагтонг становится естественным, и два этих вида практики соединяются.
Результат Шинэ и Лхагтонга
Результат окончательного освоения Шинэ — полное очищение ума: все грубые мешающие эмоции удалены. В результате окончательного освоения Лхагтонга мудрость становится совершенно чистой. Это означает, что удалена основа неведения, и мешающих эмоций тоже больше нет.
По-другому результат этих двух практик можно обозначить как снятие двух завес. Первая завеса — завеса концепций, или неврозов. Другая — подверженность неведению, или иллюзии, и как следствие, постоянное перерождение в Самсаре. Шинэ освобождает от завесы концепций, а Лхагтонг — от завесы неведения.
Ещё один результат состоит в том, что Шинэ растворяет привязанность к явлениям, удаляет ожидания, сомнения, беспокойства. Мы всё время надеемся получить то, что хотим, и обеспокоены, когда не получаем. Это происходит из-за желания и привязанности. Результат Шинэ проявляется так, что даже если мы стремимся что-либо обрести, у нас больше нет ожиданий, сомнений или беспокойств, поскольку привязанность и желание преодолены.
Когда достигнуто подлинное Шинэ, появляются также всевозможные необычные способности, например ясновидение. Появляется возможность видеть прошлые жизни и ум других живых существ. Но опытные медитаторы советуют не играть с этим. Овладение подобными возможностями содержит большой риск привязаться к Шинэ, и у нас тогда только станет больше проблем. Однако если практикующий достаточно силён, он может контролировать всё без привязанности.
Девадатта был двоюродным братом Будды, однако был при этом весьма злобным человеком. Из чувства соперничества к Будде он решил научиться Шинэ, и пошел за этим к одному из его многоопытных учеников, Архату Кашьяпе. У Архатов есть такая слабость, что они могут использовать свои силы только в медитации. В период после медитации Кашьяпа не смог распознать негативные намерения Девадатты. Он подумал так: «Раньше этот человек был плохим, но сейчас он хочет научиться медитации. Я должен его научить, чтобы он смог измениться».
Он стал учить его Шинэ, и Девадатта учился очень хорошо. Он достиг мощной ступени Шинэ и использовал свою силу против Будды. Вначале он ввёл в заблуждение местного короля, затем расколол Сангху и переманил короля на свою сторону. Затем он подбил юного принца пойти против своего отца и напал со своими монахами на Будду. Он вытворял все эти вещи, потому что завидовал Будде, и использовал при этом силы, которые приобрёл посредством Шинэ. По этой причине учителя хотя и поощряют учеников практиковать Шинэ для Освобождения, но не советуют слишком им увлекаться. Однако особенные ученики, такие как Бодхисаттвы с чистой мотивацией, никогда не станут злоупотреблять своими необычными силами.
Результат Лхагтонга очень прост: Освобождение и Просветление.
Кюнзиг Шамарпа родился в восточном Тибете. Когда ему было четыре года, 16-й Кармапа признал его 14-ым Шамарпой. Шамар Ринпоче получил полную передачу учения линии Кагью от 16-го Кармапы, рядом с которым находился вплоть до его смерти в 1981 году. После смерти Учителя Кюнзиг Шамар Ринпоче посвятил себя работе над многочисленными проектами, начатыми Кармапой. Прежде всего благодаря его активности в Тибете было найдено 17-е перерождение Кармапы — Тхайе Дордже.
Шамар Ринпоче путешествует по всему миру и учит во многих центрах Кагью.Одновременно он курирует Институт высшего буддийского образования в Индии и центр медитационного уединения в Непале.
Перевод с немецкого: Евгения Кассич